«Кем люди считают Сына человеческого?»

(Евангелие по Матфею 16:13)

Две тысячи лет истории христианской веры свидетельствуют о том, что Иисус Христос является действительно необычайной личностью. Для людей первого века Он был такой же тайной, какой Он является и для нынешнего поколения. И хотя Божье слово, Библия, полностью раскрывает эту удивительную личность, вопрос о том, кем Он является, остаётся загадкой для многих людей.

Люди, среди которых Он жил, считали Его простым плотником из Назарета, сыном Иосифа (Мк. 6:3«Разве это не плотник, сын Марии и брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? И разве не здесь у нас Его сёстры? — И они претыкались из-за Него».; Ин. 6:42«И говорили: Разве это не Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем? Как же Он теперь говорит: «Я сошёл с неба»?»). Те, кто относился к Иисусу доброжелательно, считали Его одним из пророков. Именно так воспринимают Его мусульмане, которые читают Коран. Религиозные иудеи относились к Нему, как к бунтарю, нарушавшему предания старцев, и богохульнику, заслуживавшему смерти (Лк. 5:21«А книжники и фарисеи начали рассуждать и говорили: Кто этот человек, который произносит богохульства? Кто может простить грехи, кроме одного Бога?»; Ин. 10:33«Иудеи ответили Ему: Не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, а за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.»; Мф. 26:65-66«Тогда первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: Он произнёс богохульство! Какая ещё нам нужда в свидетелях? Вот, теперь вы слышали богохульство. Как вам кажется? — И они сказали в ответ: Он заслуживает смерти».). Язычники прошлых поколений считали Его религиозным реформатором, философом благородных идеалов, учителем нравственности и жертвенным слугой. Кто-то, возможно, воспринимает историю о Нём в Библии как миф, придуманный людьми. Но очевидным остаётся тот факт, что Иисус оказал грандиозное влияние на весь ход человеческой истории.

Кто же Он на самом деле?

Однажды Господь Иисус задал Своим ученикам вопрос о Себе: «Кем люди считают Сына человеческого? И они сказали: Одни ― Иоанном Крестителем, другие — Илией, а иные — Иеремией или одним из пророков. Он говорит Им: А вы кем Меня считаете? И Симон Пётр сказал в ответ: Ты Христос, Сын живого Бога. И Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон Вариона, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, а Мой Отец, который на небесах» (Мф. 16:13-17).

Эти слова Господа указывают на то, что без божественного откровения самое большее, что люди могут понять, ― это то, что Христос является величайшим среди пророков. Но люди, которым Бог открыл Своего Сына, знают, что Он Христос, Сын живого Бога.

Слово «Христос» (которое переводится с греческого языка как «Помазанник», Тот, кто назначен и послан исполнить Божью волю) говорит о полученном Господом поручении, а слова «Сын живого Бога» говорят о Его личности — Господь является воплощением и выражением живого Бога, который не имеет ничего общего с мёртвой религией.

Господь Иисус говорил о Себе так, как не говорил о себе ни один из живущих на земле людей:

«Я есть живой хлеб, сошедший с неба; если кто-нибудь будет есть от этого хлеба, будет жить вовек»
(Евангелие по Иоанну 6:51а).

«Если кто-нибудь жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт. Кто верит в Меня, у того, как говорит Писание, из самой глубины его потекут реки живой воды. А сказал Он это о Духе, который должны были получить те, кто уверовал в Него…»
(Евангелие по Иоанну 7:37-39).

«Придите ко Мне все те, кто трудится и обременён и Я дам вам покой»
(Евангелие по Матфею 11:28).

«…Я есть воскресение и жизнь; кто верит в Меня, даже если умрёт, оживёт»
(Евангелие по Иоанну 11:25б).

«…Я есть путь, и действительность, и жизнь; никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня»
(Евангелие по Иоанну 14:6).

Никто из великих людей или религиозных вождей никогда не говорил таких слов. Ни Конфуций (основатель конфуцианства), ни Шакьямуни (основатель буддизма), ни Мухаммед (основатель ислама) не делали подобных утверждений.

Иисус говорил: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Фактически это было заявлением о том, что Он и невидимый Бог — одно целое. Бог есть невидимый Отец, и Он есть явленный Сын. Именно за эти слова религиозные иудеи хотели убить Его, побив камнями. На это «Иисус ответил им: Много добрых дел Я показал вам от Отца; за какое из этих дел вы Меня побиваете камнями? Иудеи ответили Ему: Не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, а за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:31-33). Иудеи прекрасно поняли значение слов Иисуса: Он заявлял, что Он Бог.

В начале Нового Завета указывается, что у Господа есть два имени: Иисус и Эммануил (Мф. 1:21-23). «Иисус» ― это греческий эквивалент еврейского имени «Иегошуа», которое означает «Иегова Спаситель» или «спасение Иеговы». Имя «Эммануил» в переводе означает «Бог с нами». Эти два имени указывают на то, что Иисус — это не просто человек, а Иегова, и не просто Иегова, а Иегова становящийся нашим спасением. Он воплотившийся и обитающий среди нас Бог (Ин. 1:14«И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас (и мы созерцали Его славу, славу как Единородного от Отца), полное благодати и действительности».), не просто Бог, а Бог с нами.

И даже более того, поскольку Христос, проживший на земле совершенной человеческой жизнью и умерший за нас на кресте, воскрес из мёртвых, Он как Дух жизни входит в каждого, кто уверовал в Него. Сегодня мы осознаём и свидетельствуем, что Иисус Христос в нас (2 Кор. 13:5«Испытывайте себя, в вере ли вы; проверяйте себя. Или вы не осознаёте относительно себя, что Иисус Христос в вас? Разве что вы неодобренные».; Рим. 8:10«А если Христос в вас, то хотя тело мёртво по причине греха, дух есть жизнь по причине праведности».; 1 Ин. 5:10-13«Тот, кто верит в Сына Божьего, имеет свидетель­ство в самом себе… И вот что есть свидетельство: что Бог дал нам вечную жизнь и эта жизнь — в Его Сыне. Тот, кто имеет Сына, имеет жизнь; тот, кто не имеет Сына Божьего, не имеет жизни. Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего».), что тайна, которая была скрыта от веков и от поколений, теперь явлена тем, кто верит в Него (Кол. 1:26-27).

«Тайну, которая была скрыта от веков и от поколений,
а теперь явлена Его святым, которым Бог захотел
поведать, что есть богатство славы этой тайны
среди язычников, которая есть Христос в вас,
надежда славы»

(Послание к колоссянам 1:26-27)


См. также: Христос — жертва за грех и жертва за проступок, Пасха наша, Христос…