1. | Как может быть, что за меня Спаситель кровь Свою пролил? Не я ль Его до смерти гнал, Ему страданья причинил? Твою любовь постигну ль я? Мой Бог, Ты умер за меня! |
3. | Отчий престол оставил Он — Его безмерна благодать; Он, лишь любовью к людям полн, За них отдал Себя распять. О, милость беспредельная! Мой Бог, нашла она меня. |
2. | Умер Бессмертный! Как понять Значенье вечной тайны сей? И серафим не изъяснит Божественной любви Твоей. Всё милость здесь! Земля, склонись, О разум ангелов, смирись. |
4. | Долго мой пленный дух лежал, Грехом окован, в тьме ночной; В темнице пробудил меня Лучом живительным свет Твой. Свободно сердце, нет цепей, Я встал, и вышел я к Тебе. |
5. |
Мне осужденья ныне нет; Иисус и всё, что в Нём, — моё! Я ожил в Нём, Глава Он мне, Моей стал праведностью Он. К престолу смело приступлю, В Христе венец свой получу. |
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.… И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас…»
(Евангелие по Иоанну 1:1, 14)
Мог ли Бог, вечносущий и несокрушимый, умереть? Разве это не тот же Бог, который полагал основания мирам одним лишь словом Своих уст? Чарльз Уэсли испытывал благоговейный страх перед тем, что вечный могущественный Бог стал хрупким творением, облёкся в плоть и кровь, воплотившись в человеке – человеке Христе Иисусе. Для чего? Чтобы быть распятым! Чтобы искупить тех самых людей, которые и предали Его смерти! Тайна Его смерти имеет вселенский масштаб.

Рукопись неопубликованного гимна Чарльза Уэсли «Отец света и Бог благодати» (Father of light and God of grace).
Первые слова в этом гимне выражают изумление Уэсли в связи с тем, что и он удостоился причаститься благ этого грандиозного свершения жертвенной любви. Бог умер за всё человечество и даже за Уэсли, который в своём невозрождённом, бунтарском, греховном «я» гнал Его.
Бесчисленные грехи каждого поколения подтверждают то, насколько безнадежна неспособность человека угодить Богу. Поэтому согласно Своему плану Бог в Христе «лишь любовью к людям полн, за них отдал Себя распять». Безгрешная жизнь Иисуса удовлетворила требования Бога, изложенные в Ветхом Завете, и сделала Его уникальной жертвой для Бога с целью искупления человека. Его смерть решила все проблемы, устранила весь наш долг перед Богом, из-за которого мы находились под осуждением.
Судьба всей вселенной, всего человечества и всего творения зависела от этого чудесного искупления! В тот день, когда совершенно новый завет благодати и милости поднялся вместе с Христом из могилы, человеческая история изменилась навсегда. Воскресение Христа из мёртвых – это свидетельство того, что Бог принял Его как Единственного, кто был способен уплатить наш долг в полной мере. В Его воскресении, высвободившем полноту благодати, мы ожили для Бога и теперь можем радостно свидетельствовать вместе с Чарльзом Уэсли: «Да, может быть!»
Надвигающаяся революция
На протяжении XVIII столетия английское общество находилось под влиянием эпохи Просвещения с его отвержением веры в Бога и основополагающим убеждением, что стремительный прогресс может быть достигнут только лишь с помощью человеческого разума. Братья Уэсли стали непосредственными свидетелями того урона и разрушения, которые принесла с собой эта безбожная философия.
Надвигалась революция. Англия погрузилась в пучину беспорядков и волнений. В стране возникло смертельное сочетание обезличенной государственной религии, высокомерной, ко всему равнодушной знати и разгневанной массы людей, доведённых до отчаяния нечеловеческими условиями жизни, нищетой и болезнями. Реакцией Бога на эту ситуацию стало воздвижение таких людей, как Чарльз и Джон Уэсли, через которых Он мог положить начало Веку Веры и создать условия для того, чтобы эта революция стала духовной.
Проявление особых способностей
Чарльз Уэсли родился в 1707 году в семье Сэмюэла и Сюзанны Уэсли. Его отец был служителем англиканской церкви; на протяжении всей жизни он с большим усердием изучал и переводил Писания, знал древние языки. Его мать содержала дом в идеальном порядке, уделяя особое внимание духовному воспитанию. Чарльз Уэсли получил классическое образование в Вестминстерском аббатстве, а в 1726 году он вслед за своим братом Джоном поступил в Оксфорд.

Святой клуб. Гравюра С. Баллина по рисунку М. Клакстона. Лондон, 1861.
Атмосферу в обществе и особенно среди молодёжи в то время нельзя было назвать освящённой. «Это было время, когда моральные и социальные нормы нации были почти сведены на нет. Пьянство, азартные игры, воровство и безнравственность стали обычными явлениями в обществе; деизм, вера в то, что Бог – это безликий «Первоисточник» всего, стал широко распространён в обществе». Хотя на первом курсе Чарльз Уэсли в некоторой степени попал под это влияние, он всё же сохранил свой человеческий сосуд. Он сказал: «Благодаря тому, что кто-то отчаянно молился (скорее всего, моя мать), я пробудился от летаргического сна». Чарльз не только пробудился от летаргического сна сам, но и «уговорил двоих или троих учёных пересмотреть методы обучения, предписанные уставом университета». За это его прозвали «методистом». Вскоре после этого братьями Уэсли был основан так называемый «Святой клуб». Стремясь к святой жизни, члены клуба регулярно встречались для изучения Библии, общения и молитв, а также для служения в тюрьмах. Хотя всё это делалось искренне для Бога, Самого Бога в этом не было. Позже оба брата признали, что в то время в Оксфорде им недоставало личной веры в спасающую благодать Христа. Чарльз убедил стать одним из членов Святого клуба также и Джорджа Уайтфилда, который в будущем принес благую весть в Америку. Но пока ещё, как это ни странно, Уайтфилд и братья Уэсли, знаменитая троица благовестников, сами ещё не знали значения истинного обращения ко Христу.

Джон Уэсли с немецкими пассажирами на борту корабля, направляющегося в Америку. Гравюра из книги «Избранные места из Дневника Джон Уэсли», 1891.
В 1735 году братья отправились в миссионерское путешествие в Джорджию. Во время путешествия их корабль попал в ужасный шторм. На корабле находилась группа Моравских братьев, которые, к изумлению братьев Уэсли, в самый разгар бури продолжали петь гимны и молиться, совершенно не теряя мира и спокойствия. Проявление такой веры глубоко впечатлило братьев Уэсли, показав им то, насколько они сами нуждались в Князе Мира. Само миссионерское путешествие закончилось разочарованием. Раздосадованный и удручённый, Чарльз осознал в результате этих суровых переживаний несостоятельность и безнадёжность своих строгих методистских практик: убийственное сочетание самоправедности, законничества и суровых церковных ограничений. Он не преподносил жизнь, потому что «всё, чему он учил… было о делах, и он до сих пор не знал великую основополагающую истину, которую ему предстояло скоро пережить ― оправдание верой».
От дел к благодати
Вскоре после своего возвращения в Англию Чарльз и Джон узнали, что существует такое переживание как «новое рождение». Их друг, Джордж Уайтфилд, недавно принял Господа, и Чарльз слышал его проповеди толпам ищущих людей: «Вы должны родиться заново». Вскоре после этого, один из моравских братьев, Питер Болер, ежедневно делился с Чарльзом и Джоном тем, что путь к спасению лежит не через отчаянные усилия, а через веру в Христа. Как раз в то время каждый из них читал различные работы Мартина Лютера, который, образно говоря, «поставил обоих братьев перед дверью веры и побудил их взяться за ее ручку».
Семья Брей заботилась о Чарльзе, когда тот заболел. Мистер Брей молился и читал с ним Писания. «Бог послал мистера Брея …, бедного малограмотного механика, который не знал ничего, кроме Христа; но, зная Его, знал и распознавал всё». Для Чарльза воскресенье 21 мая 1738 года «было днем его избавления, … днём, для описания которого он позаимствовал переживания Петра, сидящего в темнице царя Ирода, Павла, заключенного в тюрьму в Филиппах, и изречения Давида, Исайи и Иисуса Христа». Наконец-то он уверовал! Написание гимна «Как может быть?» тесно связано с его обращением ко Христу. Непосильный груз, который Чарльз взвалил на собственные плечи, был снят, освободив то, что он описывает как «свежее вдохновение, вновь разгоревшийся огонь и духовный подъем». И вот каково было его свидетельство: «Теперь я в мире с Богом и радуюсь в надежде». А три дня спустя его брат Джон также уверовал в Христа и обрел спасение!

Проповедь Джорджа Уайтфилда. Гравюра из «Иллюстрированной истории Англии Касселя».
Братья Уэсли посвятили свою жизнь проповеди евангелия, став странствующими благовестниками, проповедовавшими не в соборе с кафедры, а прямо под открытым небом – людям, которые больше всего в этом нуждались. Чарльз Уэсли писал «о сверхъестественной силе, данной ему в его благовествовании, и о духовной радости, столь глубокой, что и он и те, кто его слушал, не могли сдержать слезы умиления». Проповедуя евангелие Иисуса Христа, Уэсли более пятидесяти лет возглавлял движение пробуждения, охватившее огнем всю Англию в 18 веке. Их служение произвело настоящую духовную революцию в Англии того времени. За это была заплачена немалая цена – братья не раз подвергались нападениям разъяренной толпы, им противостояли и их ругали. Но даже многие противники были затронуты любовью Христа, каялись и обращались к Господу.
У Чарльза Уэсли было особое призвание в их служении. Он был убежден, что, когда люди поют о чем-то – они начинают в это верить, поэтому ежедневно он посвящал себя тому, чтобы писать множество стихов и гимнов, позволив тем самым целым поколениям христиан провозглашать свою веру и воздавать наивысшую хвалу Господу Иисусу Христу.
Чарльз Уэсли умер в субботу 29 марта 1788 года. Всю свою жизнь он провозглашал:
«Вот Агнец!»
1 отзыв
Лиза (Москва, 21 год):
09 Мар 2015
«Иисус и всё, что в Нём, — моё!»
Какая радость, уверенность и покой!