«…Пасха наша, Христос принесён в жертву. Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с опресноками искренности и истины»

(Первое послание к коринфянам 5:7-8)

Слово «Пасха» хорошо известно каждому человеку, и верующему, и неверующему. При этом далеко не каждый знает, чтó именно связано с этим словом.

Современные представления о Пасхе являются результатом сложного сплетения религии, национальной культуры и исторических традиций, из-за которых смысл Пасхи, как правило, остаётся без внимания. Но значение этого известного и в то же время неизвестного слова несложно узнать, обратившись к первоисточнику ― к Библии.

Ветхозаветная Пасха

В Евангелии от Иоанна говорится: «А была близко Пасха, иудейский праздник» (Ин. 6:4). Здесь идёт речь о празднике, подробности которого содержатся в книге Исход (главы 11 и 12). Отсюда видно, что Пасха ― это ветхозаветный иудейский праздник, история которого началась около 3500 лет назад. Иудеи праздновали его в месяце авиве (апреле).

Согласно повествованию Ветхого Завета, перед тем как вывести израильский народ из египетского рабства, Бог через Моисея назначил суд над Египтом: «И Моисей сказал: Так говорит Иегова: Около полуночи Я пойду посреди Египта и умрут все первородные в Египетской земле ― от первородного фараона… до первородного рабыни… и все первородные из скота» (Исх. 11:4-5), «И над всеми богами Египта Я произведу суды. Я Иегова» (Исх. 12:12).

Поскольку фараон не послушал Моисея и не отпустил израильский народ, суд над Египтом состоялся. Однако прежде чем осуществить его, Бог показал Своему народу путь спасения. Каждая семья должна была взять однолетнего ягнёнка, или агнца, и заколоть его вечером в четырнадцатый день месяца авива. Затем нужно было помазать кровью этого ягнёнка косяки и перекладину дверей дома, а самого ягнёнка испечь на огне и съесть его мясо этой же ночью, не выходя из дома до утра. Ягнёнка следовало есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая его костей (Исх. 12:8«И пусть едят в эту ночь его плоть, зажаренную на огне, и пусть елят её с бесквасным хлебом и горькими травами»46«Пусть едят её в одном доме. Не выноси ничего из её плоти вон из дома, и не ломайте у неё ни одну кость»).

Тем, кто будет соблюдать это слово, Бог сказал: «И кровь будет для вас знамением на домах, где вы находитесь; и когда Я увижу кровь, Я пройду мимо вас, и не будет на вас бедствия, чтобы уничтожить вас, когда Я буду поражать Египетскую землю» (Исх. 12:13). В этом стихе содержится значение слова «Пасха». Существительное «пасха» происходит от еврейского глагола, означающего «пройти мимо».

Благодаря Пасхе Божий суд прошёл мимо тех, кто соблюдал её. «Ибо Иегова пройдёт, чтобы поразить египтян; и, увидев кровь на перекладине дверей и на обоих косяках, Иегова пройдёт мимо дверей и не даст уничтожителю войти в ваши дома, чтобы поразить вас» (Исх. 12:23). Благодаря крови ягнёнка на косяках дверей Божий суд прошёл мимо израильтян, а благодаря тому, что они съели ягнёнка, у них появились силы выйти из Египта и совершить длительный переход в пустыне.

После спасения из египетского рабства евреи ежегодно праздновали Пасху. Четырнадцатый день месяца авива стал в Израиле праздником воспоминания о Божьем спасении. В широком смысле слова этот праздник включал всё, о чём говорится в 12-й главе Книги Исхода: ягнёнка, пресный хлеб, горькие травы, дома и даже пучок иссопа, при помощи которого мазали кровью перекладины и косяки дверей (и все эти подробности имеют определённое духовное значение). Но ключевым элементом Пасхи являлся сам ягнёнок, которого ели (Исх. 12:43«И Иегова сказал Моисею и Аарону: Вот постановление о пасхе: Никакой иноплеменник пусть не ест от неё»; Мф. 26:17«… ученики подошли к Иисусу и сказали: Где Ты хочешь, чтобы мы приготовили Тебе есть пасху?»). Ветхозаветное слово «Пасха» указывает прежде всего на этого ягнёнка.

Новозаветная Пасха

Согласно принципу Библии, всё, что содержится в Ветхом Завете, представляет собой пророчества и прообразы того, о чём говорит Новый Завет. Если мы посмотрим на ветхозаветную Пасху с этой точки зрения, то мы увидим удивительную, подробную картину новозаветной действительности.

По Божьему всевластию Господь Иисус был убит именно в день ветхозаветной Пасхи (Ин. 18:28«Тогда они повели Иисуса от Каиафы в преторию; а было раннее утро. И сами они не вошли в преторию, чтобы им не оскверниться и есть пасху», Ин. 18:39«А у вас есть обычай, чтобы я отпускал вам одного человека на Пасху. Итак, хотите, чтобы я отпустил вам Царя Иудейского?»), чтобы исполнился прообраз. Именно Он является действительным ягнёнком ― Агнцем, который был принесён за нас в жертву. Поэтому, когда Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса, он сказал всему народу: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» (Ин. 1:29).

Отсюда видно, что с точки зрения Нового Завета слово «Пасха» указывает не на какое-то религиозное мероприятие. Пасха ― это живая Личность. Поэтому апостол Павел сказал: «Пасха наша, Христос, принесён в жертву» (1 Кор. 5:7). Пасхальный ягнёнок в 12-й главе Исхода ― это прообраз, который является описанием, объяснением и определением того, чем является Христос как жертва за нас. А сам праздник Пасхи в Ветхом Завете является предызображением, показывающим, как Христос, наша Пасха, спасает нас от Божьего суда и кормит нас тем, чем Он является.

Всё, что происходило с Божьим народом во время выхода из Египта, является не просто историческими событиями, «а произошли эти события как примеры (букв. «прообразы») для нас…» (1 Кор. 10:6). Новый Завет говорит, что Бог «установил день, в который Он будет судить мир…» (Деян. 17:31), так же, как Он судил Египет, который в Библии является прообразом безбожного мира. Но Бог также показывает путь спасения. Этим путём является Христос, который умер за нас.

Если вы примете Христа как жертву, принесённую вместо вас, то Он станет вашей Пасхой, благодаря которой Божий суд над этим миром «пройдёт мимо» вас. Кровь, которую Он пролил на кресте за ваши грехи, станет кровью «на дверях вашего дома», а Он Сам станет вашим питанием, удовлетворяющим голод внутри вашего существа и позволяющим вам выйти из «египетского рабства».

Чтобы принять Иисуса Христа и получить спасение от суда над этим миром, просто скажите Ему несколько слов из своего сердца:

«Господь Иисус, я верю, что Ты умер за меня. Спасибо, что Ты приготовил для меня спасение. Ты — Агнец, уносящий грех мира. Господь, я открываюсь для Тебя и принимаю Тебя как моего Спасителя»

Христианская жизнь

Что же делать дальше? В Новом Завете говорится: «Вычистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… ибо Пасха наша, Христос, принесён в жертву. Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с опресноками искренности и истины» (1 Кор. 5:7-8).

У ветхозаветного праздника Пасхи было продолжение. Пасха была первым днём семидневного праздника Опресноков (Исх. 12:15-20). Применительно к новозаветным верующим, Пасха ― это начало христианской жизни, а праздник Опресноков, являющийся продолжением Пасхи, ― это символ всей нашей христианской жизни.

Итак, нам нужно вычистить старую закваску (то есть отказаться от нашей старой жизни без Христа) и праздновать (то есть жить новой жизнью в Христе), потому что Христос умер за нас как пасхальный Агнец.

Это связано не с какими-то праздничными датами, а с каждым днём нашей жизни. Это долгий праздник, который мы должны праздновать не с грехом нашей старой природы, не со старой закваской, а с опресноками, с Христом нашей новой природы как нашим питанием и наслаждением. Только Он является жизненным снабжением искренности и истины, абсолютно чистым, беспримесным и полным действительности.

Праздник — это время наслаждения пиром. Вся христианская жизнь представляет собой такой праздник, такое наслаждение Христом как нашим пиром, обильным снабжением жизни. На основании нашего опыта мы можем сказать, что Христос ― это настоящий праздник человеческой жизни. Именно Он делает человека по-настоящему счастливым.

ИсточникВ этой статье были использованы материалы из примечаний Восстановительного перевода Нового Завета и книги «Пасха»


См. также: книга «Пасха»