Согласно религиозным представлениям, которые сегодня широко распространены как среди многих верующих, так и среди неверующих, слово «святые» обозначает почитаемых в различных религиях людей, канонизированных после их кончины на основании каких-либо выдающихся достижений, добродетелей и благочестия.

Но согласно Новому Завету слово «святые» обозначает всех верующих в Христа Иисуса. Именно так апостол Павел обращается к христианам, которым он адресует свои Послания. Например, в Первом послании к коринфянам он пишет: «Павел, призванный апостол Христа Иисуса волей Божьей, и Сосфен, брат, — церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым…» (1:1-2). Вот начало его Послания к римлянам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым…» (1:7). А так он начинает Послание к эфесянам: «Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, — святым, находящимся в Эфесе и верным в Христе Иисусе» (1:1).

Очевидно, что апостол Павел в своих письмах обращался не к тем, кто после своей кончины получил титул «святого», а ко всем верующим в Христа, которые жили в упомянутых городах: Коринфе, Риме и Эфесе.

В Библии есть интересный стих — Второе послание к фессалоникийцам 1:10, где говорится, что Господь Иисус «придёт, чтобы прославиться в Своих святых и чтобы Его с удивлением увидели во всех, кто уверовал…» Отсюда видно, что Его святые ― это все, кто уверовал в Него.

В Новом Завете верующие в Христа, христиане, множество раз называются святыми (Деян. 9:32«А Пётр, проходя через все те земли, пришёл и к святым, живущим в Лидде»; Рим. 16:15«Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и его сестру, и Олимпана, и всех святых, которые с ними»; 2 Кор. 1:1«Павел, апостол Христа Иисуса волей Божьей, и Тимофей, брат, — церкви Божьей, которая в Коринфе, со всеми святыми, находящимися во всей Ахайе»; 2 Кор. 13:13«Приветствуют вас все святые»; Эф. 5:3«А блуд и всякая нечистота или жадность пусть даже не называется среди вас, как подобает святым»; Кол. 3:12«Итак, облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, во внутренность, исполненную сострадания, в доброту, смирение, кротость, долготерпение»; Флп. 1:1«Павел и Тимофей, рабы Христа Иисуса, — всем святым в Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с блюстителями и диаконами»; Евр. 13:24«Приветствуйте всех, кто ведёт вас, и всех святых. Приветствуют вас те, кто из Италии»; Отк. 22:21«Благодать Господа Иисуса да будет со всеми святыми. Аминь» и др.). Апостол Павел говорил, что он служил святым, передавая пожертвования для бедных среди святых в Иерусалиме (Рим. 15:25-26«Но теперь я иду в Иерусалим, служа святым. Ибо угодно было Македонии и Ахайе сделать некоторое пожертвование для бедных среди святых в Иерусалиме») и он воодушевлял участвовать в нуждах святых (Рим.  12:13«Принимайте участие в нуждах святых; стремитесь к гостеприимству»). Совершенно ясно, что он имел в виду не каких-то умерших и канонизированных людей.

Итак, святые ― это все верующие в Христа, все, кто призывает Его имя (Деян. 9:13-14«Но Анания ответил: Господь, я слышал от многих об этом человеке, сколько злого он сделал Твоим святым в Иерусалиме; и здесь он имеет власть от главных священников связать всех, кто призывает Твоё имя»). Поэтому часто мы обращаемся друг другу и называем друг друга именно так, как это показано в Новом Завете: просто «святые».

 


Вопрос: если мы, верующие в Христа, уже святые, почему Библия говорит о необходимости освящения?