В одной из наших предыдущих статей мы уже рассматривали вопрос о том, почему сегодня, все люди на земле всё ещё претерпевают различные страдания, несмотря на то что во вселенной есть всемогущий и благой Бог. В этой статье мы более подробно рассмотрим страдания верующих — людей, которые уверовали в Господа Иисуса, следуют за Ним и служат Ему.

Источник страданий верующих

Мы знаем, что в мире есть страдания и что все люди сталкиваются с различными бедами и несчастьями, но мы часто задумываемся, почему верующие после своего спасения сталкиваются со многими страданиями. Согласно Библии, эти страдания связаны с тремя вещами.

Падение человека

“За то, что ты… съел от дерева, о котором Я заповедал тебе, говоря: “Не ешь от него”, проклята земля из-за тебя; / В трудах будешь есть от неё / Во все дни твоей жизни. / И терновник и чертополох произрастит она тебе… / В поте твоего лица / Будешь есть хлеб” (Быт. 3:17-19; ср. Рим. 8:20-23).

Когда Бог сотворил человека, страданий не существовало. Человек находился в мирной и счастливой обстановке, которую для него создал и подготовил Бог. Внешне человек жил в раю, а внутренне его сердце находилось в покое. Он совершенно не беспокоился о поддержании своего существования. Кроме того, в то время не было стихийных бедствий, несчастных случаев, болезней, боли и даже смерти. Но когда человек согрешил и пал, грех человека навлёк на него Божье проклятие, а вместе с ним и страдания. Из-за того что человек взбунтовался против Бога, преступил Его предписание и съел от плода дерева познания добра и зла, между Богом и человеком возник конфликт, и в результате этого конфликта появились страдания. Человек навлёк эти страдания не только на себя, но и на всю землю и на всех сотворённых существ. Бог поставил человека главой всего творения. Когда человек навлёк на себя проклятие, всё творение, которое он собой представлял, также оказалось под тем же проклятием, что и он сам. В результате земля, которая когда-то служила человеку на благо и беспрепятственно производила для него пищу, была проклята и стала источником несчастья для человека, производя терновник и чертополох. По причине проклятия человек вынужден трудиться все дни своей жизни и есть хлеб в поте своего лица для поддержания своего существования. Более того, всё творение было подчинено рабству тления и стало стонать и мучиться родами (Рим. 8:20-2320 Ибо творение было подчинено суете — не по своей воле, а из-за Того, кто подчинил его,
21 В надежде, что и само творение будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих.
22 Ибо мы знаем, что всё творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор.
). В таком изменившемся окружении были затронуты сердце человека и его тело:
 его сердце потеряло покой, а его тело было поражено болезнью, слабостью и даже смертью. Из-за того что творение было растлено, исчезла гармония, появились конфликты и опасности. Таким образом, земля, изначально наполненная  миром и радостью, стала местом страданий, местом, полным бедствий, несчастных случаев, горя, болезни, боли и смерти. Следовательно, первой причиной человеческих страданий является падение человека вследствие его греха.

Бог установил во вселенной порядок. Бог находится над человеком, а человек поставлен над всеми сотворёнными существами. Когда человек взбунтовался против Бога и перестал соглашаться с Ним, сотворённые существа взбунтовались против человека и стали серьёзно досаждать ему. Вся вселенная находится в состоянии хаоса. Этот хаос является сегодня причиной страданий в мире. До тех пор пока с этом хаосом не будет покончено, в мире будут существовать страдания. Пока в творении будет царить хаос, творение будет претерпевать страдания. Таково естественное состояние вселенной начиная со времени падения человека.

Несмотря на то что мы, верующие, вызваны из падшего человечества, мы всё ещё живём на земле, погружённой в хаос в результате падения человека, и страдаем от последствий этого хаоса. Мы не можем избежать всех страданий от стихийных бедствий и болезней. Даже если у нас есть более глубокие переживания Божьего спасения вследствие нашей веры, любви и святости с целомудрием (1 Тим. 2:15«Но она будет спасена через деторождение, если они останутся в вере, и любви, и святости с целомудрием»), мы всё ещё живём в плоти в этом веке. Поэтому очень сложно полностью освободиться от страданий, относящихся к физическому миру, или избежать внутренних стонов, вызванных этими страданиями (Рим. 8:22«Ибо мы знаем, что всё творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор»).

Злой умысел Cатаны

Сегодня мир находится под властью Сатаны (Ин. 12:31«Теперь суд этому миру; теперь правитель этого мира будет изгнан вон»; 14:30«Я уже не буду много говорить с вами, ибо идёт правитель этого мира, и во Мне он не имеет ничего»; 16:11«А о суде — потому что правитель этого мира осуждён»; 2 Кор. 4:4«В которых бог этого века ослепил мысли неверующих, чтобы не воссияло на них озарение благовестия славы Христа, который есть образ Бога»; Мф. 4:9«И он сказал Ему: Всё это я дам Тебе, если Ты, пав, поклонишься мне»). Когда мы, верующие, живём для Бога и свидетельствуем о Нём в этом мире, Сатана использует всех людей, все события и все вещи, чтобы причинять нам страдания. Мирские люди гонят верующих и досаждают им, а мирские власти препятствуют им, судят их и заключают их в тюрьмы за их веру (Деян. 5:17-29), поскольку через эти власти скрытно действует Сатана. Верующие сталкиваются со множеством различных вещей, таких как болезни и утраты, которые также происходят с ними в результате работы Сатаны. Наш враг стремится подвергнуть нас страданиям. Он, как рыкающий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать (1  Пет. 5:8«Будьте трезвы; бодрствуйте. Ваш противник, дьявол, как рычащий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать»). Он невероятно зол и стремится причинить нам больше страданий, потому что знает, что через нас Бог расправится с ним и заставит его потерять то положение, которое он незаконно захватил. Он также знает, что время его бунта и хаоса ограничено. Злой умысел Сатаны против нас — это одна из основных причин страданий верующих.

Воля Божья

В Рим. 8:28 апостол Павел написал: «Мы знаем, что всё вместе работает на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу». После того как Бог спас нас, Он хочет, чтобы мы были усовершенствованы посредством устранения из нашей жизни определённых отрицательных вещей и добавления положительных и полезных элементов. Это позволит нам всё больше причащаться Его святой природы (2  Пет. 1:4«Через которые Он даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них вы стали причастниками божественной природы, избежав растления, которое совершается вожделением в мире»). Бог часто осуществляет такое совершенствование и созидание посредством воспитания, и Он часто воспитывает нас через страдания в нашем окружении, с тем чтобы по-настоящему духовно помочь нам. Таким образом, наши страдания также связаны с Его волей.

Бог не находит удовольствия в причиняющих нам боль страданиях, которые может вызвать Его воспитание и наказание; но, будучи нашим Отцом, Он знает наше состояние и наши нужды. Поскольку наше состояние требует воспитания, Его любовь к нам заставляет Его наказывать нас для нашего же блага. Когда отец вынужден наказывать своего ребёнка, он вовсе не радуется этому, но зачастую сам страдает от этого так же, как и ребёнок. Но такое наказание в детстве необходимо для пользы ребёнка и его воспитания. Кроме того, разные дети нуждаются в разной степени воспитательного воздействия. Тем не менее независимо от степени воспитания каждый ребёнок нуждается в нём. Бог действует в отношении нас, Его детей, таким же образом. Некоторым из нас не требуется много воспитательного воздействия от Бога, но кому-то оно необходимо в большей мере. Независимо от нашего состояния все мы нуждаемся в Божьем воспитании, и поэтому ради нашего блага Бог наказывает нас так, как считает нужным. Он делает это не из удовольствия: Его воспитание связано с Его благой волей. Итак, верующие претерпевают страдания в результате воспитания, которое соответствует Божьей воле.

Таким образом, и страдания, которые связаны с падением человека, и страдания, которые связаны с умыслом Сатаны и его нападками, используются Богом для того, чтобы воспитывать Его детей согласно Его благой воле. Благодаря Его любви и мудрости страдания, которые были вызваны падением человека и нападками Сатаны, используются Богом как средство для совершенствования Его детей. Мы должны благодарить Господа и поклоняться Ему за это.