В одной из наших предыдущих статей мы уже рассмотрели вопрос о том, почему сегодня все люди на земле страдают, несмотря на то что во вселенной есть всемогущий и благой Бог. В этой статье мы продолжим подробное рассмотрение страданий верующих — людей, которые уверовали в Господа Иисуса, следуют за Ним и служат Ему.

Чем страдания являются для верующих

Страдания приносят верующим различные благословения, потому что Бог использует страдания не только для того, чтобы воспитывать нас, но и для того, что усовершенствовать нас. Библия много говорит об этом, но мы рассмотрим ниже лишь наиболее важные преимущества страданий.

1. “Чтобы вы были испытаны” (Отк. 2:10; см. также Мф. 13:21)

В результате страданий мы подвергаемся испытаниям, а испытания очищают нас точно так же, как огонь очищает золото. После нашего спасения в нашем внутреннем существе остаются многие инородные элементы, которые могут быть удалены из нас исключительно в результате прохождения через испытание страданиями. Верующие, которые испытали множество страданий, зачастую являются очень чистыми. Многие чистые верующие прошли через горнило страданий.

Испытания страданиями не только очищают нас, удаляя все отрицательные элементы в нашем существе, но и укрепляют нас и добавляют в наше существо положительные духовные элементы. Когда мы слышим духовное сообщение и получаем какой-то свет в отношении духовных вещей, то кажется, что мы уже обрели эти вещи. Однако на самом деле эти вещи ещё не были встроены в нашу жизнь и наше житие настолько, чтобы стать частью нашего существа. Но когда мы проходим через испытания, эти вещи становятся нашим составом и закрепляются в нашем существе. Это можно сравнить с тем, как горшечник рисует узоры на глиняной вазе, а затем помещает вазу в огонь, чтобы сделать узоры частью вазы и укрепить и закрепить их на ней. Таким же образом полученные нами учения могут быть закреплены в нас только тогда, когда мы пройдём через испытания. Именно об этом процессе Господь говорил в Мф. 13:21«Но он не имеет в себе корня — он держится недолго, а когда наступает скорбь или гонение из-за слова, сразу же претыкается», где идёт речь об испытаниях после того, как человек услышал слово. Если мы не преткнёмся из-за испытаний, следующих за слышанием слова, это слово станет чем-то твёрдым в нас.

2. “Проверка вашей веры” (1 Пет. 1:7; Иак. 1:3)

Самой ценной частью жизни и работы верующих перед Богом является вера, и наша вера должна быть проверена посредством страданий, чтобы была явлена её драгоценность. Проверка нашей веры посредством страданий гораздо более драгоценна, нежели проверка золота, проходящего через огонь. Эта проверка связана с нашим прохождением через страдания, и она оказывается к хвале и чести при откровении Иисуса Христа. Именно поэтому она драгоценна. Иаков говорит, что проверка нашей веры вырабатывает терпение. Терпение — это не что-то, чем мы обладаем по природе. Терпение появляется в результате проверки нашей веры, связанной с нашим прохождением через страдания. Для того чтобы наша вера обладала долготерпением, она должна пройти проверку, то есть пройти через страдания. Точно так же как страдания производят в нашем существе терпение, они наполняют терпением нашу веру.

3. “Чтобы нам причаститься Его святости… Оно даёт мирный плод праведности” (Евр. 11:10-11)

Функция страданий применительно к верующим в значительной степени проявляется в том, что они позволяют верующим причаститься Божьей святости и дают мирный плод праведности. Святость — это Божья природа, а праведность — это действия Бога согласно Его путям. Мир означает, что мы находимся в согласии и с Богом, и с человеком. Когда мы внутренне причащаемся Божьей святой природы, мы внешне осуществляем праведные действия, соответствующие Божьим путям, и эти действия позволяют нам находится в согласии с Богом и человеком, имея таким образом мир. Чем больше мы составимся Божьей святой природой, тем больше мы будем действовать согласно Его путям и тем больше мы будем находиться в согласии с Богом и с человеком. Однако после нашего спасения в нашем существе всё ещё находятся многие вещи, которые несовместимы с Божьей святой природой. Кроме того, мы делаем многие вещи, которые не соответствуют Божьим праведным путям. Из-за этого нам трудно быть в согласии с Богом и с человеком и иметь мир. Поэтому Бог использует страдания, чтобы воспитывать нас и работать над нами. Страдания устраняют то, что не соответствует Божьей святой природе. Тогда по мере того как мы будем внутренне всё больше причащаться Его святой природы, наши внешние действия будут в большей степени соответствовать Божьим праведным путям; так мы окажемся в согласии с Богом и человеком и у нас появится мир. Этот замечательный и сладостный результат появляется в результате страданий.

4. “Хорошо мне, что я подвергся скорби, /Чтобы мне научиться Твоим постановлениям” (Пс. 119:71).

Наш природный человек распущен и необуздан, и у него нет понимания Божьих постановлений. Несмотря на то что мы были спасены и стали Божьими людьми, мы всё ещё потворствуем своим собственным желаниям и пренебрегаем Его постановлениями и Его путями. Поэтому Бог позволяет нам подвергаться скорби, чтобы мы научились Его постановлениям. Страдания учат нас Божьим постановлениям на практике, чтобы мы руководствовались этими постановлениями, а не своей распущенностью и беззаконием.

5. “И хотя Господь дал вам / Хлеб несчастья и воду угнетения, / Твой Учитель больше не будет скрываться в углу; / Напротив, твои глаза будут видеть твоего учителя. / И твои уши услышат слово позади тебя, говорящее: / “Вот путь, ходите им” (Ис. 30:20-21)

Часто мы не хотим принимать Божье научение или водительство. Поэтому Бог даёт нам есть хлеб несчастья и пить воду угнетения, чтобы мы научились чему-то в результате своих страданий. Когда мы находимся в своём обычном расслабленном состоянии, нам трудно принять Господне научение и водительство. Но когда мы сталкиваемся с трудностями и страданиями, нам легче принять Его научение и водительство. Таким образом, страдания становятся для нас своего рода «учителем», который обучает нас тому, как следовать водительству Господа.

Некоторые братья, несмотря на получение многих увещеваний из Божьего слова, не в состоянии принять Божье научение и водительство; они просто не желают оставить тот путь, который они уже выбрали для себя. Но когда они подвергаются страданиям, они сразу же принимают Божье слово, соглашаясь с его научением и с водительством Господа. Страдания всегда очень ценны и действенны в том смысле, что они помогают нам согласиться с Божьим научением и водительством.

6. “Поэтому вот, я загорожу / Её путь терновником; / И я построю против неё стену”; “Удила и узда, чтобы сдерживать их” (Ос. 2:6; Пс. 32:9)

Мы — жестоковыйные люди, идущие часто своим собственным путём и неохотно меняющие свои пути. Поэтому Бог использует страдания как терновник, чтобы загородить нам путь и построить против нас стену. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с такой стеной и не можем двигаться дальше, мы вынуждены изменить своё направление. Бог также использует страдания подобно удилам и узде для лошадей, ограничивая нас и делая нас послушными, чтобы мы были не в состоянии действовать необузданно. Страдания оберегают нас, не давая нам двигаться неправильным путём и делать вещи, которые оскорбляют Бога.

7. “Прежде чем я подвергся скорби, я заблуждался” (Пс. 119:67).

В этом стихе псалмист говорит, что, прежде чем он подвергся скорби, он заблуждался. Это также означает, что после того, как он подвергся скорби, он был способен избежать заблуждения. Страдания часто заставляют нас вернуться назад после наших блужданий. Страдания не только возвращают нас от наших блужданий, но и сохраняют нас, не давая нам оставлять правильный путь.

8. “Будучи судимы Господом, мы подвергаемся наказанию, чтобы не быть осуждёнными вместе с миром” (1 Кор. 11:32).

Часто, когда мирские люди грешат, кажется, что Бог не обращает на это внимания, но, когда тот же грех совершают верующие, Бог сразу же принимает меры. Зачастую Он использует болезни для нашего воспитания, чтобы мы не подверглись суду вместе с миром. Если бы Бог не воспитывал нас таким образом, то мы подверглись бы суду вместе с миром (Лк. 12:46«То придёт господин того раба в день, когда он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассечёт его надвое, и назначит ему одну долю с неверующими»). Итак, воспитание путём страданий может позволить нам избежать грядущего осуждения и наказания.

9. “(Потому что кто пострадал в плоти, тот порвал с грехом), чтобы уже не в человеческих вожделениях, а в воле Божьей прожить оставшееся время в плоти” (1 Пет. 4:1-2).

Страдания позволяют людям порвать с грехом, перестать жить в человеческих вожделениях и жить в воле Божьей. После того как человек пал, Бог предписал, что человек будет страдать, потому что страдания, как правило, служат для человека серьёзным ограничением, позволяя ему тем самым порвать с грехом. Если бы в человеческой жизни не было страданий, человек мог бы прожить всю свою жизнь в стремлении к удовольствиям и наслаждению. В результате человек оказался бы в крайне греховном состоянии. Всякий раз, когда у человека есть возможность спокойно жить в своё удовольствие, он с лёгкостью грешит. Давид совершил свой великий грех в то время, когда он отдыхал (2 Цар. 11:2-42 И однажды под вечер Давид встал со своей постели и стал прогуливаться по крыше царского дома. И увидел он с крыши купающуюся женщину, и эта женщина была очень красива видом.
3 И Давид послал и спросил об этой женщине. И сказали: Это не кто иная, как Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии, хеттеянина.
4 И Давид послал вестников и взял её; и она пришла к нему, и он лёг с ней. (А она только что очистилась от своей нечистоты.) И она возвратилась в свой дом.
). Отдых, досуг, свободное время, удовольствия и развлечения — всё это побуждает человека грешить, и точно так же страдания, труд, бремена, давление и беды побуждают человека порвать с грехом. Многие братья, которые обладают дурным нравом и потворствуют своим вожделениям, должны претерпеть воспитание страданиями, прежде чем они смогут перестать грешить и следовать вожделениям своей плоти. В этом смысле страдания — это весьма полезное средство.